Класс!ная физика - всегда рядом Класс!ная физика - викторины Класс!ная физика - для любознательных Техно-шокер Музей открытки 20 века Коты-работы художников

"Что кажется нам чудом, на самом деле таковым не является!" - Симон Стевин
Но, что будет, если кота Шрёдингера засунуть в бутылку Клейна и обмотать всё лентой Мёбиуса?





«Класс!ная физика» - это class-fizika.spb.ru, class-fizika.narod.ru, class-fizika.ru.

 Класс!ная физика   -  YouTube

Звук. Получение и распространение звука и др. (ч.2) Опыты

ПечатьE-mail


ПЯТНЫШК0...3ВУКА


Поднеси ладонь ко рту на расстояние примерно 30 сантиметров и посчитай от одного до десяти. На каждом счете подноси ладонь все ближе и ближе ко рту. Когда ты досчитаешь до пяти, то почувствуешь, как звуковые волны ударяются о твою ладонь. Теперь поднеси ладонь ко рту на расстояние 10 сантиметров и снова считай. Чувствуется ли разница между цифрами?

Вырежи из кальки квадрат с  длиной стороны 10 сантиметров. Натяни его, накрой им стекло фонарика и закрепи с помощью резинки.




Приклей блестку или фольгу посередине кальки. Поднеси картонную трубку (например, от рулона туалетной бумаги) открытым концом ко рту, другой рукой держи включенный фонарик так, чтобы он освещал блестку. Встань напротив стены так, чтобы видеть «солнечный зайчик», отбрасываемый освещенной блесткой. Скажи что-нибудь достаточно громко, продолжая смотреть на «зайчик». Что происходит с ним, когда ты произносишь звуки?

Говоря, ты создаешь звуковые волны. Эти волны (они состоят из сдвинутых вместе частиц воздуха) выходят из твоего рта и распространяются по трубке. Достигая противоположного конца трубки, они сталкиваются с туго натянутой калькой, заставляя ее вибрировать. Движения кальки с приклеенной к ней блесткой вызывают движение «солнечного зайчика».



 ЧТО У НАС В ПАКЕТИКЕ


Для того чтобы существовал звук, который есть не что иное как звуковые волны, необходимо что-то, что будет колебаться. Это что-то - вещество. Во Вселенной существует огромное количество видов вещества. Возникает вопрос - в любом ли веществе может распространяться звук? Или только какие-то особые частицы могут проводить звуковые волны?

Для опыта необходимо приготовить три полиэтиленовых пакета (лучше застегивающихся).  Первый пакет наполни наполовину песком. Выпусти оставшийся воздух и "застегни", если пакет с застежкой, или просто тщательно завяжи. Убедись, что второй пакет герметичен, и наполовину наполни его водой. Выпусти воздух и «застегни» (или крепко завяжи) пакет с водой. Для воды неплохо использовать еще один пакет поверх первого. Третий пакет надуй или, что то же самое, наполни воздухом. «Застегни» (или крепко завяжи) и его.

Положи пакет с песком на стол и приложи к нему ухо. Тихонько постучи по столу монетой. Что ты слышишь? Поменяй пакет с песком на пакет с водой и послушай стук монеты через него. Отличается ли звук? Что изменилось - громкость, тембр? Теперь послушай стук через пакет, наполненный воздухом. Сравни все три звука. Чем они отличаются, в чем похожи?

Звук передается, когда частицы вещества «толкают» соседние частицы. В твердом теле частицы находятся друг к другу ближе всего. У жидкости частицы находятся на примерно таком же расстоянии, но они движутся друг относительно друга гораздо свободнее, чем в твердом теле. Самое большое расстояние между частицами - у газа.

Чем ближе друг к другу находятся частицы, тем лучше будет происходить передача звука. Этим можно объяснить то, что звук, который слышится сквозь твердое тело или жидкость, кажется громче, чем через воздух.



ЗВУК НА ПОВЕРХНОСТИ



Заведи часы, убедись, что они работают. Положи часы на стол. Наклонись так, чтобы твое ухо было примерно в 5 сантиметрах от часов.  Слышишь тиканье?

Наполни застегивающийся полиэтиленовый пакет воздухом (или крепко завяжи его), и положи его на часы. Приложи ухо к пакету и прислушайся. Слышишь ли тиканье теперь? Почему?




Когда ты пытаешься услышать тиканье без пакета, то звук передается только по воздуху. Воздух достаточно разреженный, его частицы находятся далеко друг от друга, поэтому такой способ передачи звука не очень эффективный.

Когда между твоим ухом и часами находится пакет с воздухом, то ситуация меняется. Энергия звуковых волн передается теперь по поверхности пакета частицами полиэтилена. Полиэтилен - твердое тело, его частицы расположены близко друг к другу, поэтому меньше энергии теряется при передаче.
Однако не надо забывать, что в основном звук передается все же содержимым пакета, а в этом случае там находится воздух.



ДЕНЬ НЕПОСЛУШАНИЯ


Положи деревянную или пластиковую линейку на стол так, чтобы половина ее свешивалась с края стола. Тот конец, который лежит на столе, крепко прижми рукой, зафиксировав на месте. Другой рукой приподними свободный конец линейки (только не очень сильно, чтобы не сломать) и отпусти. Прислушайся к получившемуся гудящему звуку.




Теперь немного продвинь линейку, так, чтобы уменьшить длину свешивающейся части. Опять согни и отпусти линейку. Какой получился звук? Такой ли он, как в прошлый раз?
Продвинь линейку еще дальше Как меняется гудящий звук по мере того, как свободная часть линейки становится короче?

Как ты, наверное, уже догадался, гудящий звук производит вибрация той части линейки, которая свешивается за край стола. Та" часть, которая прижата к столу, не может вибрировать и поэтому не издает звуков вообще. Чем короче вибрирующий конец линейки, тем более высокий звук получается, чем длиннее - тем ниже звук.





Вернуться в «Оглавление»

Источник: Майкл ди Специо «Занимательные опыты»