Класс!ная физика - всегда рядом Класс!ная физика - викторины Класс!ная физика - для любознательных Техно-шокер Музей открытки 20 века Коты-работы художников

"Что кажется нам чудом, на самом деле таковым не является!" - Симон Стевин
Но, что будет, если кота Шрёдингера засунуть в бутылку Клейна и обмотать всё лентой Мёбиуса?





«Класс!ная физика» - это class-fizika.spb.ru, class-fizika.narod.ru, class-fizika.ru.

 Класс!ная физика   -  YouTube

Первые русские подводные лодки

ПечатьE-mail


Историю создания подводных лодок в России принято отсчитывать с  1718 года, когда подмосковный  плотник Ефим Никонов испросил у Петра I разрешение на постройку  потаенного судна, которое «в воде будет потаенно и подойти сможет под военный корабль под самое дно». Никонов хотел на своем подводном корабле поставить еще и “огненные трубы” - пороховые огнеметы. 

Подводная лодка Е. Никонова


В 1724 году   модель подводной лодки  Никонова была  испытана, но неудачно  - лодка дала течь, а сам Никонов едва не погиб в затопленной лодке.

Испытания первой подводной русской лодки Е. Никонова


Никонов продолжил свои работы, но после смерти Петра I Адмиралтейство  после очередных неудачных испытаний распорядилась работы над «потаенным судном» прекратить.

В следующие сто  русскими  изобретателями создавались  проекты подводных лодок, но ни один из них не был осуществлен.

В 1834 году в Санкт-Петербурге русский военный инженер Карл Андреевич Шильдер построил железную подводную лодку водоизмещением длиной 6 м. Обошлась она казне в 13 448 рублей. Водоизмещение  подводной лодки  было равно  1000  пудам. Подлодка была обтекаемой формы с цельнометаллическим корпусом. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами.

Подводная лодка Шильдера


Лодка имела 2 башенки с иллюминаторами, герметичность которых обеспечивали прокладки из вулканизированной резины, между башнями располагался люк для погрузки. Для погружения она имела в днище два углубления, где находились гири весом по 40 пудов. Когда гири опускались на грунт моря, лодка, лишенная их веса, всплывала. Опускание и подъем гирь производились экипажем с помощью воротов.

Для уравновешивания своего судна на определенной глубине Шильдер устроил резервуары для воды, а для устойчивости в трюме уложил свинцовые болванки.


Устройство подводной лодки Шильдера


Подводный корабль передвигался с помощью мускульной силы матросов,  приводивших в движение четыре «гребка». Каждый гребок состоял из двух дощечек, складывавшихся при обратном ходе подобно лапкам утки.
Позднее изобретатель  предлагал заменить гребцов  появившимся уже электродвигателем или  водометными  движителями.

Для обозрения поверхности вод изобретатель приспособил медную трубу с отражательными стеклами — прототип современных перископов, а для подачи воздуха — другую трубу. При приближении к неприятелю обе трубы мгновенно убирались. При  опущенных  трубах экипаж, состоящий из 12 человек, мог дышать воздухом, находящимся в лодке в течение часа. Для освежения воздуха достаточно было выдвинуть трубу на поверхность лишь на 30 секунд, так как лодка была снабжена механическим вентилятором, внутреннее  освещение  лодки было  свечное.


Подводная лодка Шильдера


Вооружение лодки состояло из головной 40-фунтовой мины и зажигательных ракет. Подобравшись к вражескому судну, лодка вонзала в его днище маленький гарпун, свободно сидящий на длинном бугшприте, к которому была  прикреплена мина. От мины в лодку шел электрический провод, разматывавшийся, пока лодка уходила на безопасное расстояние. Затем цепь замыкалась, и происходил взрыв. Ракеты выпускались из труб, расположенных в верхней части лодки по бортам. Запал их осуществлялся так же из лодки с помощью гальванической батареи. Для дальних походов лодка  имела своеобразную «матку»-плот, также вооруженный ракетными установками.

Испытания лодки, проводившиеся в течение ряда лет, дали положительные результаты, если не считать очень небольшой скорости, развиваемой лодкой,  всего 180 сажен в час. Но происшедший с лодкой несчастный случай в 1838 году, правда не вызвавший жертв, охладил к ней интерес Николая I и его окружения. Следствием же был отказ в дальнейшей поддержке «чудаку-генералу», как заглазно звали Шильдера в свите императора. Работы над лодкой были  после этого прекращены.

19 июня 1866 года в Кронштадте начались испытания подводной лодки И.Ф. Александровского.

Подводная лодка Александровского


Она по форме напоминала рыбу.  На лодке была  камера с двумя люками, позволявшая  высаживать из лодки людей из подводного положения, подлодка оснащалась  минами и имела пневматический двигатель, работающий на сжатом воздухе. Этот двигатель обеспечивал скорость не более полутора узлов, а дальность плавания составляла всего три мили. Испытания продолжались до 1901 года  до полного разорения изобретателя, так как все работы он оплачивал сам.

В 1876 году изобретатель С.К. Джевецкий разработал проект одноместной подлодки-малютки, которая, к сожалению,  обладала  малой скоростью  движения и  небольшим  временем  пребывания под водой. После долгих усовершенствований  Джевецкий   на свои деньги все-таки сумел построить  субмарину, которая, кстати, внешне очень напоминала «Наутилус» Жюль Верна.

В 1878 году  в Одессе прошли испытания, подлодка установила под днищем «вражеского корабля» мину и подорвала ее.

Подводный минный аппарат Джевицкого


В конце 1879 года   «подводный минный  аппарат» был спущен на воду. Он имел длину 5,7, ширину 1,2 и высоту 1,7 метра при водоизмещении 11,5 т.  Экипаж их четырех человек  крутили  два поворотных винта, обеспечивавших  движение водки. В специальных гнездах на носу и корме располагались две мины, которые отцеплялись под днищем  неприятельского корабля  и по проводам  подрывались  электрозапалами.
В результате подводные лодки Джевицкого были построены.


В 1887 году  Джевицкий по запросу Адмиралтейства разработал проект  новой крупной подводной лодки, которая в дальнейшем усовершенствовалась.

Подводная лодка Джевицкого (1892г.)


Джевецкий сделал лодку обтекаемой  с убирающейся рубкой. Водоизмещение лодки было  120 тонн,  подлодка могла погружаться на глубину до 20 метров,  запас хода под водой составлял 300 миль, время нахождения под водой  3—5 часов, экипаж  8—12 человек. Впервые подлодка была вооружена торпедными аппаратами Джевецкого .

В 1905 году в Петербурге началась строительство  нового опытного корабля  Джевецкого, и черех 4 года  был спущен на воду корабль «Почтовый» - единственный в мире корабль, имевший единый  бензиновый  двигатель для подводного и надводного хода.

Подводный корабль Почтовый


В дальнейшем Джевицкий предлагал заменить бензиновый двигатель на дизельный,  а также убрать экипаж из лодки и управлять ею по проводам.