Класс!ная физика



Воздушные шары Жака Шарля. Воздушные змеи

Знаменитый ученый ( физик, химик, инженер и воздухоплаватель) Жак Александр Сезар Шарль родился во Франции в 1746 году. Заинтересовавшись воздухоплаванием, разработал воздушные шары собственной конструкции – шарльеры.



Он стал одним из первых наполнять воздушные шары водородом, который во много раз легче воздуха и обеспечивает большую подъемную силу, чем горячий воздух. Водород получили, воздействуя серной кислотой на железные опилки.

Бумажная оболочка пропускала водород, поэтому Шарль использовал легкую шелковую ткань, покрытую раствором каучука в скипидаре. Чтобы надуть шар диаметром 4 м, потребовалось несколько дней и было израсходовано 227 кг серной кислоты и 454 кг железа.

Летом 1783 года на Марсовом поле в Париже на глазах тысяч зрителей стартовал воздушный шар Шарля ( без человека на борту).

Шар стремительно взмыл вверх и пробыл в воздухе 45 минут.Приземление этого воздушного шара произошло вблизи местечка Гонесс в 28 км от места старта. Напуганные местные жители разорвали его в клочья.

После этого полета профессор Шарль доработал конструкцию шара. Интересно, что на протяжении последующих столетий в конструкцию шара-шарльера не было внесено принципиальных изменений.



Построенный им шарльер имел сетку, обтягивавшую верхнюю часть оболочки, и веревки-стропы, с помощью которых к этой сетке подвешивалась гондола. Для управления высотой полета использовались выпускной клапан в оболочке, который уменьшал количество газа в шаре и балласт - мешки с песком или дробью. Был предусмотрен и якорь, который использовался при посадке для остановки. Шарль придумал очень легкую гондолу корзину из плетеных ивовых прутьев, он также оснастил свой шар барометром.

В декабре 1783 года состоялся первый полет человека на воздушном шаре - " шарльере". Воздушный шар диаметром более девяти метров взял старт в парке Тюильри в Париже. На нем в полет отправились сам профессор Жак Шарль и его помощник Робер. Пролетев около 40 километров, они благополучно опустились на землю.

Затем Шарль в одиночку продолжил путешествие. Шарльер пролетел еще несколько км, поднявшись на небывалую для того времени высоту - 3500 метров. Жаком Шарлем была установлена рекордная высота подъема воздушного шара и рекордная дальность полета – около 43 км.

Занятия воздухоплаванием привели Жака к исследованиям свойств газов и открытию знаменитого газового закона Шарля.
Конструкция воздушного шара с использованием открытой горелки, разработанная Ж. Шарлем в 18 веке, используется и в наши дни.



ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ

В "Словаре..." В.И.Даля у воздушного змея около десятка синонимов: гусек, ладейка, полетуха и т.п. Французы называют его "летучим оленем". А испанцы словом cometa (комета) называют не только комету, но и воздушного змея.

Кстати, у воздушного змея есть свой праздник. На девятый день девятого месяца по китайскому календарю в Китае отмечается всенародный "Праздник Высокого Полета". Это день воздушного змея!

В 906 году русский князь Олег во время осады Царьграда велел из позолоченной бумаги изготовить макеты всадников и пустил их на осажденный город. Завидев это войско из воздушных змеев, греки бежали.

Говорят, что в средние века во время одного из сражений между китайцами и вьетнамцами, китайцы разогнали противников, применив психическое оружие. К воздушному змею привязали кувшин и запустили змея. Змей летел, кувшин издавал страшный вой, противник был в панике. В годы Второй мировой войны немцы сделали что-то подобное: они скидывали пустые бочки с самолетов.

Гамбургский предприниматель Штефан Враге предлагает использовать для судовождения тягу воздушного змея.

В 1903 году один французский спортсмен пересек Ла-Манш на лодке, которую тянул воздушный змей.

Говорят, что во время праздника "Басант" в Лахоре в течение дня происходит до полутора тысяч коротких замыканий по вине воздушных змеев.

Интересно, что вышедший в 90-х гг. XIX в. энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона толковал слово «аэроплан» так: "Воздушный змей, употребляемый для метеорологических наблюдений".




Устали? - Отдыхаем!

Вверх